Клуб бега «Парсек»

Разговор о горном беге на конференции в РГУФКе  

С 13 по 15 декабря в РГУФКСМиТ на Сиреневом бульваре, 4 прошла Первая Всероссийская научно-практическая конференция "Традиции и инновации развития легкой атлетики на современном этапе". Это своего рода возрождение давней традиции в ГЦОЛИФКе проводить ежегодные научно-практические конференции, приносящие взаимную пользу как представителям науки, так и учащейся молодежи. Нынешняя конференция проводится под эгидой Министерства спорта РФ, Всероссийской федерации легкой атлетики, РГУФКСМиТ и ООО Издательство "Физическая культура".

На этот форум приехали представители более 10 городов России и из Республики Беларусь.

В первый день были сделаны пленарные доклады и сообщения. Среди них был и доклад Е. Ермаченко, Д. Попова, М. Попова и С. Уланова "Развитие горного бега как одной из молодых дисциплин современной легкой атлетики в мире и в России", представленный на секцию № 1 "Современные тенденции развития легкоатлетического спорта". Доклад содержал обзор состояния развития горного бега в нашей стране и в мире, тенденции к дальнейшей эволюции этого легкоатлетического направления и сопровождался показом около ста фотографий.

При желании вы можете ознакомиться с тезисами данного доклада.

Все файлы, приложенные к данному документу:
Сергей Уланов,

Комментарии

Вам необходимо представиться, чтобы оставить свой комментарий.

  • Я имел ввиду общего, потому что по ветеранам обычно нет никого и они обычно больше друг о друге знают. Со старыми не получится, а вот асиксы можно жёлтым фломастером закрасить. А так конечно лучше направить на призовой фонд.
  • В каждой возрастной категории - общего гран-при или ветеранского (там группы каждые пять лет)? Хотя в обоих случаях это труднореализуемо. Не на всех стартах дают номер на спину - иногда только на грудь, а его тогда сзади не видно. Плюс закрепит номер это одно, а где реально взять этот номер? Многие используют старые "динамовские", либо распространены асиксы - в обоих случаях все номера одного цвета. Можно давать майку, чтобы её надевали под номер, но с учетом количества размеров надо чтобы целый магазин ездил по этапам... Да и снова вопрос - за чей счёт? Уж лучше свободные средства направить на призовой фонд.
  • Хотел предложить такую идею. На всех этапах Кубка России, за исключением первого за лидером общего зачёта в каждой возрастной категории закреплять номер жёлтого цвета, чтобы во время соревнований было понятно, кто лидер общего зачёта и за кем нужно тянуться. Я думаю многих будет мотивировать бежать быстрее если впереди тебя бежит атлет с таким номером.
  • "а в каких пределах?" - для мира они дальше прописал что "3.2.5 Any course which exceeds any parameter specified in rule 3.1 by more than 20% will not be accepted.", наверное и для остальных случаев можно ожидать отклонения "не более 20%". Для национальных стартов они конечно отдельно ничего не написали, но думаю можно стремиься к обозначенным цифрам как к "идеальному варианту" (при возможности, конечно).
  • Жданов И.С.,
    "Официальные требования к трассам международных стартов содержатся на сайте WMRA..."

    Посмотрим там внимательно. Енти самые регулэйшнз приведены для уорлд чемпионшыпа. В гораздо более секвестированном виде они приведены для лонга. И уж совсем в урезанной форме они даны для юса. Однако, есть ещё ихний Гран-При. Требования к трассам для этапов Гран-При отсутствуют принципиально. Где уж тут ждать официальных рекомендаций для национальных стартов, когда такой бардак творится у них?!

    Хотя я не совсем корректно тут недавно высказался. Вообще нригде не приводятся не требования к трассам, а требования к маркировке трасс.

    В любом случае при проведении российских стартов действуем по наитию - стараемся придерживаться международных правил, несмотря на всю их размытость. Например, для юсов наша WMRA-ша пишет, что для девочек длина трассы около 3 км, а для мальчиков около 5 км. А в каких пределах? Плюс-минус 100 м? Плюс-минус 1 км? Плюс-минус 3 км?

    По маркировке то же самое. Действуем по кулуарным разговорам: "- Вот тут недавно в Италии так размечали. Давайте тоже примерно также."
  • Жданов И.С.,
    "... no shoes with spikes are allowed." Понять бы только, чё они имеют в виду? Видимо, в соответствии с "совковой" системой должны быть разъяснительные документы, ибо иначе можно будет выступать только в кроссовках с гладкой подошвой. Шиповки для дорожки имеют металлические spikes. Футбольные бутся имеют пластиковые spikes. "Ребра", чуть ли не на сантиметр выступающие поперек подошвы в обуви с "грязевыми" протекторами, тоже нетрудно при желании назвать spikes. Тем более, что по форме у большинства производителей они напоминают как раз именно spikes, а не рёбра. Так, что дело не только в выборе MUST или SHOULD, а в трактовке, которая в данном случае объективностью не обременена.

    Всё-таки лучше вырваться из этого сплошного бюрократического WMRAка и чуть подробнее расмотреть вопрос по существу.

    Деление глинистой почвы в сырую погоду на верхний жидкий и нижний твёрдый слои несколько упрощено. Такое наблюдается лишь, когда дождь начался недавно, и лишь перед первым забегом. В остальных случаях с ростом глубины твёрдость нарастает постепенно. Подошва обуви может погрузиться на определённую глубину. При этом на этой глубине находится "усреднённая" плоскость подошвы, которая совпадает с реальной плоскостью для обуви с плоской подошвой и лежит между ближней к стопе плоскостью и плоскостью верних частей шипов (или рёбер) для всей остальной обуви.

    Чем сильнее разбита трасса, тем длиннее нужны шипы, чтобы достать достаточно твёрдый слой, позволяющий стабилизировать подошву. Заметим также, что стабильность стопы пропорциональна диаметру шипов. Большинство бегунов на своей шкуре убедилось, что шипы для дорожки (диаметром не более 4 мм), хорошо войдя в более твёрдый слой глины, плохо противостоят боковым перемещениям по причине малой площади боковой поверхности.

    Обувь с "грязевыми" протекторами и металлическими шипами в них обладает другим недостатком. Имея большую площадь боковой поверхности протекторов, реализовать на практике их устойчивость к боковым перемещениям мешает наличие горизонтальной площадки (усечение конуса) между протектором и шипом, не позволяющей шипу войти в более твёрдый слой глины.

    Решение тут может быть самое примитивное, как сибирский валенок. Протекторы надо делать не в форме усечённого конуса, а в форме целого конуса. Разумеется, если конус целиком делать из неметаллического материала, он будет быстро снашиваться - это будет по большому счёту обувь на один старт. Конус должен быть целиком металлическим твердосплавным (но полым для облегчения обуви) и покрытым неметаллическим материалом на примерно две трети от основания. В таком случае протектор будет легко входить в максимально возможно глубокий слой почвы, а также придавать большую боковую устойчивость подошве.
  • Официальные требования к трассам международных стартов содержатся на сайте WMRA, в меню Documents/World Championships есть Technical regulations, и раздел 3 там как раз про трассу. Кстати пункт 3.5 там гласит: "Athletes are free to wear footwear of their choice, but no shoes with spikes are allowed."
  • Жданов И.С.,
    "Кстати по-хорошему надо все же смотреть внимательно в оригиналы подобный документов". Смотреть-то надо, да вот вопрос, куда? Где эти оригиналы? Ау-у-у?! Молчит тайга. Недавно я пытался разузнать, где можно увидеть официальные требования к трассам, так услышал, что какие-то отрывочные сведения УСТНО приводятся на семинарах, а документы никто не раздаёт и не вывешивает. Эти отрывочные сведения есть на сайте и приводились в журнале "Горный бег".
  • Жданов И.С.,
    "Это как на шипованой резине по снегу - снегу всё равно что по нему скользит". Это надо бы доходчиво втолковать мотогонщикам на льду.
    Тут в Википедии про спидвей на льду: "По правилам шипы не должны выступать больше чем на 28 мм над поверхность шины. ... Шипы чрезвычайно острые и любой контакт с ними опасен для гонщиков. В истории спидвея на льду были случаи гибели гонщиков." А теперь представим, что в спидвее на льду запретят шипы. Что произойдет со статистикой несчастных случаев? В горном же беге нет несущихся с огромной скоростью и бешено вращающихся колёс, усеянных сотнями длинных и острых шипов, способных за секунду разворотить ногу или любую другую подвернувшуюся часть тела.
  • Жданов И.С.,
    Бежали мы в начале 70-х районный кросс в Зюзинском лесу - круг 500 м, в команде (около 10 человек) было только 2 бегуна - я и ещё один парень. Не подумав, я одел кроссовки, а все остальные шипы. Я бежал уверенно впереди. На развороте оказалась грязь - меня занесло и пришлось практически остановиться. Финишировал я последним.
    Теперь "ближе к телу", как говорил Г.Д. Мопассан. В дождливую погоду сверху находится жидкая глина, а под ней более твёрдая. Плоская подошва полностью погружается в жидкую глину и скользит по твёрдой. Вся эта хвалёная обувь с "грязевыми" протекторами представляет собой набор усечённых пирамид с плоской поверхностью (мелкие пирамидки на ней никакого держащего на глине эффекта не оказывают). Суммарная площадь поверхности этих протекторов составляет не менее половины площади подошвы, давление на глину они оказывают небольшое и, таким образом, практически не погружаются в твёрдый слой глины. Суммарная же площадь "иголочек" чрезвычайно мала, и они без труда погружаются в более твёрдый слой глины. Все видели разницу в шипах и кроссах в Узком - многие бегуны в шипах сбегают на скорости и без падений, а в кроссах народ сползает, держась обеими руками за сетку. Я ради интереса надевал обувь с "грязевыми" протекторами от рекомендованного WMRA производителя - на нашем любимом первом спуске они ехали, как по маслу, лишь немного уступая по скольжению обычным кроссовкам. На подъёмах тоже серьёзные проблемы. А вот когда я бежал в шипах, нога держалась значительно увереннее.
    Самый оптимальный вариант - это обувь с "грязевыми" протекторами и металлическими шипами в них. Их, кстати, выпускает рекомендованный WMRA производитель, а также юзают ориентировщики - VJ Integrator и JALAS. В Интеграторах я бегал - держат неплохо. Шипы в них очень короткие и тупые, надо приложить титанические усилия, чтобы причинить ими даже небольшую травму.
  • Так вот в малой длине шипов и дело. Такие "иголочки" не сильно-то могут и зацепиться за грязь - всё равно скользко. Это как на шипованой резине по снегу - снегу всё равно что по нему скользит :)

    Так что и речь идет не столько о беге в "гладких" кроссовках, сколько наоборот в обуви с "грязевыми" протекторами - чуть ли не на сантиметр выступающими "ребрами" поперек подошвы. Конечно WMRA в первую очередь рекомендует своего спонсора, но он наверняка не единственный производитель на свете.

    Кстати по-хорошему надо все же смотреть внимательно в оригиналы подобный документов - от употреблённого слова (MUST или SHOULD) может многое зависеть.
  • Жданов И.С.,
    "Правила проведения соревнований ... имеют свои
    ... правила ..." Не поспоришь.
    "... как пример – запрет на использование металлических шипов. Особое место при
    проведении соревнований по горному бегу следует уделить безопасности." Вот уж что удивило, так удивило, когда впервые об этом услышал! Видимо, там у них "на Западе" соревнования на глине не проводят. В Узком в дождь трасса превращается в глиняное месиво. В таких условиях без шипов не то, что по горам, а по равнине бежать практически невозможно. Преодоление спусков превращается в предельно травмоопасный и неуправляемый процесс. Более того, может возникнуть даже смертельная угроза - практически невозможно вписаться в крутой поворот, что чревато налетанием на большой скорости на торчащие пни, острые сучки и другие острые предметы за ближайшими пределами трассы. Даже удар головой об дерево на большой скорости может привести к жизнеугрожающему состоянию. В то же время шипы имеют малую длину и практически неспособны нанести себе или соперникам существенную травму, вероятность которых вообще мала по причине значительно более устойчивой картины бега спортсмена. Травмы же смертельного характера вообще эфимерны. Неслучайно авторы подобных изменеий не приводят структуру статистики травм в горном беге с указанием числа травм НЕПОСРЕДСТВЕННО от воздействия шипов. И подобное изменение правил вводится с целью повышения безопасности. Фантастика!